пятница, 12 июля 2013 г.

Доски для стволов - история Тульского оружия

Откуда же поступало сюда новое оружие? Где оно производилось ?
Гамель обстоятельно, одно за другим перечисляет заводские строения, осмотренные им, и кратко сообщает, что же в них производилось.


Первым он называет "дом в двух этажах, где, между прочим, обтачиваются ружейные стволы и полируются тесачные клинки, штыковые лезвия и шомпола". Хотя это прямо в "Описании" и не сказано, но ясно, что использовалась здесь энергия упинской воды, которую первым запряг в заводское ружейное производство тульский казенный кузнец Марк Сидоров, построивший Нижний вододействующий амбар с плотиной для него. На приложенном к книге Гамеля плане завода на этом месте и обозначен описанный им двухэтажный дом под номером 1.
Во втором доме, стоявшем у того же водовода, была расположена "стальная фабрика (молотовая) с восемью горнами и восемью молотами, где приготовляется сталь из сибирского уклада". Ясно, что и эта "фабрика" действовала упиыской водой. Для этого и построена она была близ канала рабочей воды.

Третье строение — это "калильня для тесачных клинков и для штыковых лезвий". Обходилась, конечно, без водной энергии, хотя и не без воды как средства закалки стали.
Зато в четвертом— "точильне" — вода вращала 16 точил, обтачивавших тесачные клинки, штыковые лезвия и шомпола.
В пятом—"тягольня". Тут "под молотом, действующим водою", растягивают в прутья сталь, а под другим молотом "отковываются доски для стволов". Это дело тоже было задумано еще М. Сидоровым, но внезапная смерть помешала ему запрячь Упу и в такую тяжелую работу, как выделка стальных заготовок для ружейных стволов.

Шестым в "Описании" называется двухэтажный корпус, в котором производятся: внизу — выправливание, второе и третье сверление, а вверху — "шустование и наружное очищение стволов; там же на разных машинах отделываются штыковые трубки". Значит, и это водо-действующий производственный корпус.
В приемных палатках, обозначенных в плане под номером 7, ничего уже не производилось из-за ветхости этих строений. Только в одной из палаток шла работа: к стволам припаивались целики — четырехгранные стержни для закрепления штыков.
Восьмое строение удостоилось особо пространного описания. Это потому, что оно было построено уже в последнее восьмилетие, каменное, и в нем "господин Джонс приготовляет все модели и инструменты для штампования и последующего отделывания замочных вещей, а в другой половине поставлено недавно шесть горнов с английскими мехами и наковальнями для обучения оружейников завариванию стволов по способу г. Джонса". Тут обходятся без водной энергии: все делается вручную, хотя меха и наковальни английские и руководит всем этим английский специалист, который действительно ввел прогрессивный метод изготовления деталей для ружейных замков штамповкой и новую, действительно более рациональную технологию ручного же изготовления стволов.

Расположенное неподалеку строение номер 9, хотя и превосходит восьмое, не задерживает внимание Гамеля: "заводская мелочная кузница о двенадцати горнах". Значит, построено в XVHI в., как и первые семь.
Десятое строение:—"сушильня для лож". Одиннадцатое совсем пропущено, хотя на плане оно обозначено. Зато двенадцатое вызвало пристрастное любопытство академика: оно построено недавно, тоже каменное, хотя и одноэтажное; в нем—"мастерские для делания разных заводских машин и математических инструментов; тут же живет заводской механик".